Занятость, свобода человека и оценка себя самого
Здоровая доза занятости человека, скажем так – напряжения,
является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного
благополучия. Прежде всего человеку нужно то напряжение, которое создается его
направленностью на новые связи.
Людей балластных можно назвать людьми из «сонного царства».
Отсутствие у них внутреннего напряжения не позволяет установить коммуникацию с
другими людьми или с делом. У такого человека как бы лопнула «внутренняя
пружина», которая движет его интересом к жизни. Причиной может быть тихая,
равномерная и однообразная жизнь, когда человек как бы спит днем, а ночью
ворочается с боку на бок не в силах уснуть. Его внутреннсе напряжение не вышло
наружу, не выразилось в делах, поступках, а превратилось в потенциальную
энергию, которая способна выйти из-под контроля и принять неожиданные для ее
владельца формы выражения или просто привести к разрушению его организма.
Причина может заключаться и в рамках, ограничивающих
возможность деятельности для человека. Эти балластные напоминают собаку на цепи
или тигра в клетке. Ограничительными рамками в деятельности человека может быть
не только и не столько система общественного устройства, принадлежность к
низшим слоям социальной структуры общества, но и зависть менее способных
коллег, болезнь близких родственников, нуждающихся в вашем внимании, отсутствие
бытовых удобств, наличие маленьких детей или отсутствие необходимых денежных
средств.
Хоть мудрец — не
скупец и не копит добра.
Плохо в мире и мудрому
без серебра.
Люди балласта хотят, но не могут ничего сделать в силу
обстоятельств, которые, как им кажется, они не могут преодолеть. На самом деле
нет таких обстоятельств, которые нельзя преодолеть. Если вы не видите выхода, то это еще не значит, что его нет.
«Люди в большинстве
своем непрерывно суетятся ради того, чтобы под конец обрести покой, но есть
среди них такие лентяи, которые сразу начинают с конца».
(Антуан де Ривароль)
Можно указать на большую группу балластных, лишних людей,
которые при отсутствии внутреннего напряжения не проявляют вообще никакой
активности, а работают как бы только «на прием» благ, денег, доброты, заботы.
Это тип людей балласта, в простонародии биомасса. быдло, который можно назвать «бездонной бочкой»:
сколько в нее воды ни лей, никогда ее не наполнишь. К ним вполне подойдет
поговорка: «не наполнить яму хламом». Это своеобразная «детская болезнь»,
когда человек, доживая до старости, так и остается грудным ребенком, постоянно
требующим для себя грудного молока. Конечно, такие люди могут существовать,
только когда кто-то вокруг них чрезмерно напрягается и выполняет их прихоти.
Еще один тип людей балласта — это те, которые, не напрягаясь
на самом деле, изображают, «наигрывают» активную деятельность. Они также
бездуховны и внутренне вялы, но они кричат, шумят, как правило, много говорят
и много общаются, но контактов продолжительного характера установить не могут.
Это суетливые «болтуны -говоруны».
Еще один тип лишних людей такого вида — это те, которые
делают очень многое, но просто так, а вдруг пригодится: посещают курсы кройки и
шитья, не попытавшись даже сшить себе самую простую вещь, пытаются любой ценой
заняться фигурным катанием на коньках или заниматься в балетной школе, не имея
для этого ни таланта, ни данных. Хотя совершенно ясно, что толку от таких
занятий не будет, они занимают свое и чужое время кто для того, чтобы «убить
время», а кто из престижных соображений. Эти люди не только сами есть балласт,
но и плодят другие балласты в лице учителей, репетиторов и тех, кто пытается им
подражать. Эту группу лишних можно назвать «усердные бесталанные»
Однажды Фрейд сказал, что «люди сильны до тех пор, пока они
отстаивают сильную идею». Это нашло свое подтверждение в лагерях для
военнопленных и в концентрационных лагерях. Даже в нормальных условиях сильная
ориентация на смысл способствует сохранению здоровья и не только физического,
но и психического. Там, где человек сталкивается с необходимостью выполнять определенное дело,
то направленность и ориентация надело ведет к сокращению числа неврозов и является
важным фактором душевного здоровья. Правда, в ряде случаев у человека нет
свободы выбирать свои дела. Синтезировать свободу выбора дела с нацеленноетью
не дело можно через ответственность. Ответственность соотносится с двумя
вещами: со связью, за осуществление которой мы ответственны, и с тем, перед
кем! мы несем эту ответственность. Поэтому демократия будет выглядеть весьма
однобоко, если понимать ее как свободу без ответственности. Свобода без ответственности
— это произвол.
Осуществление себя фактически сводится к осуществлению
собственных возможностей. Заключается ли существование человека в осуществлении
заложенных в нем возможностей, или же в осуществлении возможностей
существующих в мире связей, возможностей, которые ждут человека способного их
реализовать?
Давайте подумаем, кем стал бы Сократ, если бы все дремлющие
в нем возможности действительно нашли свою реализацию? Сам Сократ не скрывал, что
наряду с другими возможностями в нем была заложена возможность стать
преступником. Это значит, что все дело не в осуществлении каких-то возможностей,
а в осуществлении необходимости — того единственного, что нужно в данный
момент. Дело в том, что человек должен стремиться всякий раз не к возможному, а
к должному. Эта проблема обычно
затушевывается, когда говорят о реализации возможностей. Истинной проблемой
является проблема ценностей. Система ценностей позволяет нам, принимая решение,
выбрать их всех возможностей ту, которая достойна реализации, которая является
в то же время и необходимой. Сталкиваясь с проблемой о ценностях, мы
сталкиваемся и с проблемой ответственности.
Существующие возможности всегда носят преходящий характер.
То, что однажды произошло, не может быть отменено, изъято из прошлого. К
бремени выбора, сопутствующему любому решению о выборе необходимости среди
ряда возможностей, добавляется еще одно — гнет времени. Все это заставляет
человека ставить должное в один ряд с возможным, равнять первое по второму и
устранять напряжение между сущим и должным. Тем самым человек подчиняется
закону равновесия, характерному для неврозов.
В отношении принятия решений человеческое бытие полностью
обусловлено тем. что требование, исходящее из ситуации, адресовано этой
личности, а не исходит от нее самой. Так и в познавательном отношении
человеческое бытие неминуемо выходит за пределы самого себя. Только благодаря
выходу человеческого бытия за пределы самого себя, благодаря его устремленности
к объекту и лишь ценой того, что он определяет себя как субъект, познание
является изначально возможным. Оно коренится в полярной структуре напряженного
поля, существующего между объектом и субъектом, которые являются предпосылкой,
делающей познание возможным. В этом напряженном поле заключаются истоки всей
ноодинамики.
Проект мира является субъективным фрагментом объективного
мира. Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю
забвению мое собственное существование, я приобретаю возможность увидеть
нечто большее, чем я сам. Такое самоотречение является ценой, которую я должен
заплатить за познание мира, ценой, которой я должен приобрести познание бытия,
большего, чем проявление моего собственного бытия.
Другими словами, в процессе коммуникации познания человек
должен как бы отказаться от рассмотрения самого себя как центра восприятия или
передачи сигна лов извне и вовне и перейти к рассмотрению самой коммуникационной
связи между взаимодействующими системами, одной из которых является он сам.
Другими словами, в процессе познания человек должен игнорировать самого себя.
В противном случае он перекрывает путь собственному познанию.
Таким образом, рефлексия и самоосуществление человека — это
как бы вторичный и производный модусы коммуникационной связи. Нормальный
человек лишь путем установления связей и реализации ценностей осуществляет и
реализует самого себя.
Все человеческое бытие неизбежно протекает в двойном поле:
в поле напряжения между сущим и должным и в поле разрыва между субъективным и
объективным.
Как человеческий феномен, свобода — нечто слишком
человеческое. Человеческая свобода — это конечная свобода. Человек не свободен
от условий, но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не
обусловливают его полностью. Он может подняться над условиями, открыться и тем
самым войти в человеческое измерение. Человек способен бросить вызов самым
тяжелым условиям, которые только можно себе представить. В концентрационных
лагерях с возрастанием голода различия между людьми не стирались, а наоборот,
люди стали более различимыми, маски были сорваны с животных и со святых. Голод
был одним и тем же, но люди были различны.
В конечном счете человек не подвластен условиям, с которыми
он сталкивается, скорее эти условия подвластны его решению. Каждый выбор имеет
причину, но имеет причину в выбирающем.
Лишний человек, человек-балласт,
который мыслит себя центром вселенной, неспособен к самоотстранению.
Напротив, он сосредоточен на самом себе, на своих мыслях и чувствах, на своих
потребностях и влечениях. Такой человек не видит причин, а воспринимает только
следствия, полагая, что сам он здесь никакого участия не принимает, а виновата
во всем судьба, которая почему-то повернулась к нему спиной. Даже самые
простейшие при- чинно-следственные связи становятся доступными лишь при
рассмотрении всех связей как коммуникаций. Тип лишних людей, которые не
способны подняться над собой, расширить тем самым границы видимого, может
быть назван «типом пассивных к внешним условиям».
Вот что писал по этому поводу Будда Шакья-Муни (624 — 544
гг. до н.э.): «Поистине, победа над собой человека, живущего в постоянном
самоограничении, смирившего себя, лучше, чем победа над другими людьми. Один
день добродетельного и самоуглубленного лучше столетнего существования
порочного и распущенного человека».
Эти слова сегодня можно применить разве что к святому,
просветленному человеку.
Большинство из нас этим требованиям не отвечают и к ним
более подходят слова Омара Хайяма:
Неужели таков наш
ничтожный удел:
Быть рабами своих
вожделеющих тел ?
Ведь еще ни один из
живущих на свете
Вожделении своих
утолить не сумел!
Свобода выбора отношений самого человека к нашим
психологическим состояниям распространяется даже на патологические аспекты этих
состояний. Психиатры часто сталкиваются с пациентами, которые реагируют на
собственные иллюзорные представления совершенно непатологическим образом.
Среди параноиков есть такие, которые из своих иллюзорных идей преследования
убивают своих мнимых врагов, но есть и такие параноики, которые прощают своих
предполагаемых противников. Эти последние реагируют на свое расстройство,
исходя из человечности. Есть случаи депрессии, которые приводят к самоубийству,
а в ряде случаев люди способны преодолеть суицидальный импульс ради кого-то
или чего-то, они слишком увлечены, чтобы быть вовлеченными в самоубийство.
Какую роль в становлении человека играет наследственность?
Так, изобретательность может быть передана по наследству,
но к чему она будет приложена, применена — это вопрос отношения. Ведь
изобретательным может быть и инженер, и преступник. Наследственность — это не
более чем материал, из которого человек строит себя сам, это камни, которые
могут быть взяты или отложены строителем, но сам строитель — не из камней. Раннее
детство еще меньше, чем наследственность однозначно определяет течение жизни.
Нас обычно больше мучают мысли об этом влиянии, чем само это
влияние. То же справедливо и в отношении социального подхода. Преступник может
винить только некий механизм в нем. Такой аргумент может быть направлен против
самого себя. Если подсудимый утверждал, что он действительно не был свободным
и ответственным, когда совершал свое преступление, судья может утверждать то
же самое по поводу вынесения приговора. В действительности преступники, по
крайней мере после суда, не хотят быть рассматриваемыми как всего лишь жертвы
психодинамических механизмов или процессов обусловливания. Человек имеет право
считаться виновным и быть наказанным. Отрицая его вину посредством объяснения,
что он есть жертва обстоятельств, — значит отнимать у него его человеческое достоинство.
Прерогатива человека — становиться виновным, конечно, на
его ответственности лежит и преодоление вины. Анализ подростковой преступности
показывает, что поведение подростков не может быть предсказано на основе
обстановки в семье, школьных или социальных переживаний, соседских или культурных влияний, медицинской карты, наследственного фона и всего тому подобного. Гораздо лучшее
объяснение получается на основе анализа взаимосвязи самоотстранения с последующим
поведением. Человек — не что-то не вещь, среди других вещей. Вещи детерминируют
друг друга. Человек определяет себя сам, точнее, он решает, позволит ли он
быть себе определяемым, будь то побуждениями и инстинктами, которые только
толкают его или же основаниями и связями, которые его притягивают.
Если есть у
тебя для житья закуток в наше подлое время — и хлеба кусок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий