Жизнь и судьба каждого из нас в ее случайностях и закономерностях зависит от нас и окружающих людей
Мы доверяем свою
жизнь врачу, водителю автобуса, воспитание своих детей учителю, доверяем
кулинарам, которые готовят потребляемые нами продукты, доверяем всем тем, от
кого зависит наше настроение, здоровье, благополучие и жизнь. Мы всегда
полагаем, что на этих людей можно рассчитывать, что каждый хорошо справится со
своим делом. Но так ли уж редко наши надежды не оправдываются?
Человек
проявляется во всем, с чем он соприкасается, а не только в том, как выглядит
или какой у него почерк и походка, как звучит его голос и т.п. Какими вещами окружает
себя человек, какие люди вокруг него, как он относится ко всему, что он делает;
относится ли он формально, выполняя то или иное дело только потому, что «все
так де лают»,
или в любое дело «вкладывает часть своей души», то есть просто живет тем делом,
которое выполняет.
Когда мы ставим
вопросы о безопасности работы технических систем, снижений уровня преступности,
воспитании менеджеров, способных организовать работу своей команды на
достижение поставленной цели, а не только на простое администрирование, и взять
на себя за это ответственность, боремся за охрану окружающей среды, хотим помочь
старикам, больным и сиротам, тогда мы неизбежно обращаемся к человеку потому,
что ключом к решению проблемы является человек, а не финансы, техника или
методы обучения, как это часто нам преподносится.
Сколько бы мы ни
говорили о правовом государстве, о том, что нужны хорошие законы, мы не получим
желаемого результата, мошенники были и будут при хороших и при плохих законах,
потому что люди останутся теми же самыми. Рост аппарата насилия и подавления,
налоговой полиции, числа тюрем, ужесточения борьбы с преступниками лишь
увеличивает затраты и заставляет преступников быть более изощренными, но проблемы
не решает.
Так, в США попытки
решать многие проблемы правовыми методами привели к неоправданно большому росту
числа юристов и, соответственно, неоправданных затрат на разрешение вопросов,
по которым люди не могут просто по-человечески между собой договориться, по
которым не могут и не умеют друг другу доверять. Чего тут больше: правового
государства или государства мошенников?
В СССР бесплатное
медицинское обслуживание, и 100%-ная оплата больничных листов привела не к
сокращению, а к увеличению числа больных людей, а также к неоправданному росту
числа врачей и больниц. Так система здравоохранения стала «кормушкой» для
лишних медработников и для тех, кто умел прикинуться больным.
Результаты внедрения
всеобщего среднего образования не всегда так положительны, как это многим
кажется: растет число лиц с неоправданными амбициями на то, чтобы занимать
престижные и высокооплачиваемые должности, а когда таковых не хватает, а
потребность в них есть, то их начинают придумывать. Вот так и появляются
работники-балласт министерств и ведомств, которых чем больше сокращают, тем
быстрее они умножаются.
Создаются
ситуации прямо противоположные тем, которые были ожидаемыми. И причина здесь не
в методах и не в денежных средствах, отпускаемых на эти цели, а в той массе
людей, к кому все это применяется, и тех людях, которые эти методы применяют. Даже
для каждого депутата высшего законодательного органа интересы партии, от
которой он избирался, важнее, чем интересы всего общества, а свои собственные —
важнее партийных. Не видеть и не понимать всего этого — значит наивно верить в
то, что будто бы при демократии балластных людей меньше, чем при диктатуре.
Ведь и диктатор, и деспот вовсе не свободен полностью в своих действиях, и у
него есть немало балластных людей, которые мешают ему это делать.
Много статей и книг
написано о воспитании человека. Но все эти работы основаны на допущениях: что
человек существо сознательное, способное понять, чего от него хотят, и действовать
по строго заданной программе. Но вот мы читаем статью в журнале о том, что два
мальчика 10 и 11 лет убили, а затем положили на рельсы совсем маленького
мальчика в возрасте всего 3 лет. На вопрос, почему они это сделали, ребята
ничего ответить так и не смогли. А как жестоки бывают дети по отношению к своим
сверстникам, отстающим от них в развитии? Кто, когда и как заложил в них такую
«программу», если дети, в общем-то, из благополучных семей? { Готовится моя книга о программах, которые в
нас заложены «программистом» - «Матрица 2.0» }
Что же касается
процесса и методов обучения, то здесь загадок еще больше. Один как бы даже без
всякой подготовки все «схватывает» и понимает то, чего от него хотят, а другой
достигает тех же результатов только при многократном повторении. Сколько
музыкантов, певцов, художников проявили свои способности, занимаясь сначала
каким-то весьма далеким от искусства делом, и сколько окончивших консерватории
и академии таки остались самыми серыми и заурядными ремесленниками в искусстве,
так и не поднявшись ни разу до вершин настоящего творчества!
Наблюдая долгие
годы за проблемами автомобилизации и
безопасности дорожного движения, в частности и по теме евроблях, беру на себя
смелость утверждать, что несмотря на популярность и доступность автотранспортных
средств и этих злополучных «блях»,
большинству людей в целях сохранения их собственной жизни не рекомендуется
садиться за руль вообще по причинам их чисто человеческих характеристик и
качеств, которые нельзя устранить или сгладить даже самыми эффективными системами
тренировки.
Но разве есть
такая сила, которая помешала бы человеку сесть за руль своего нового
автомобиля? Нет, такой силы нет, как нет ничего, что могло бы остановить человека
от необдуманных и опасных поступков другого рода. Человек балласт, движимый то
ли собственным величием и значимостью, то ли праздным любопытством берется за
управление любой машиной, какой бы сложной она ни была, вплоть до социальных
машин — огромных общественных образований: коллектива, народа, страны,
государства, общества.
Следующая глава
Следующая глава
Комментариев нет:
Отправить комментарий