Нужен ли человек природе?
Люди балласта. Лишние люди? Разве такие бывают? А если
бывают, то для кого они лишние? Так кто же такие люди-балласт? Может быть это
те, которые мешают нам жить, которые не умеют жить, те, что живут напрасно,
просто так, потому, что еще рано умирать, без всякой цели и смысла? А может
быть это те, которые сами ничего не умеют или не могут делать и нуждаются в
помощи других людей, в поглощении чужой жизни, а может быть те, что живут
инстинктами, или те, что утонули в вине или связали свою жизнь с наркотиками?
Кто-то может думать, что это преступники, националисты, ухватившиеся за
власть бездарные политики или коммерсанты, наживающие свое состояние на
болезнях, страданиях и бедствиях других людей. Да, все это так, всех перечисленных можно отнести к лишним людям, а многие из вас
смогут дополнить и расширить этот список еще.
Уж не хотят ли здесь снова поднять вопрос о том, что есть
сверхлюди и есть «навоз», на котором должен вырасти богочеловек, как это
делали в свое время нацисты? Нет, дорогой читатель, нет. Речь идет о другом: об
отношении человека к природе, которая создача человека, как обитателя планеты
Земля. Все дело в том, что по отношению к Земле и Природе все существующие и
существовавшие когда-либо люди — лишние. Да, человеку нужны и Земля, и Природа
как источники жизни и местообитания. А вот нужны ли люди Земле, люди, которые
ничего, кроме вреда ей не приносят и принести не могут? Вот в чем вопрос.
При всем современном многообразии определений человека вряд
ли кто станет возражать, что человек — это биологический вид, созданный самой
природой. Он тесно связан с окружающим его миром и не только отражает себя в
этом мире, но и окружающий мир отражается п нем. Степень этого взаимного
проникновения до сих пор остается не понятой до конца, поэтому четкого определения
— что такое человек — сегодня не существует. Возможности проникновения человека
в окружающий мир ограничены способностями его органов чувств.
Несмотря на достижения современной космонавтики и других
областей науки и техники, мы «видим» всего лишь 10% от общего числа звезд,
сияющих на небосводе. Мозг человека даже при эффективной организации его
деятельности, используется также не более, чем на 10%. Отношение человека к другим людям, к обществу, да и к самому
себе аналогично его отношению к Природе. Это отношение высокомерного и
самодовольного варвара, полагающего, что не он создан для Природы, а Природа
существует для удовлетворения его эгоистических и никого, кроме его самого, не
интересующих потребностей.
От других животных — обитателей Земли — человека отличает
развитый мозг, способность мыслить. Но думаем ли мы над тем, почему гигантский
потенциал мозга используется так незначительно (всего на 5— 10%), а развитие
познания идет экстенсивным путем? Почему же Природа блокирует активную
познавательную деятельность человека, несмотря на то что мозг в современном
его физическом виде сформировался уже давно?
Видимо, человек является лишним уж по самой своей природе.
Человек постоянно испытывает природу на прочность, причем не только окружающую
природу, но и свою собственную. Мы говорим «лишние люди», потому что человек — это ошибка
природы. В процессе эволюции у животных преобладало развитие тех или иных
органов, что позволяло им выжить: у антилопы хорошо развиты ноги, чтобы
быстро бегать; у саблезубого тигра были хорошо развиты клыки, чтобы нападать и
защищаться. Для человека таким органом стал мозг. Но и скорость бега антилопы,
и ловкость тигра ограничены, так ограничены и возможности человеческого мозга.
Эти ограничения связаны как с органами чувств и их предельными возможностями,
так и с ограничениями на объем и скорость переработки информации. Во всяком
случае, ограничения эти таковы, чтобы не позволить человеку вмешиваться в
Природу и переделывать ее. Природа не создает ничего такого, что могло бы ее
разрушить. Поэтому, когда человек, основываясь на весьма убогой и
фрагментарной информации об окружающем его мире пытается переделывать его,
вмешиваться в процессы, то, понимая и не осознавая до конца последствия своих
действий, он тем самым открывает себе путь к самоубийству.
Видимо, между возможностями наших органов чувств и развитием
способности мыслить есть прямая и достаточно тесная связь. Природа, создавшая
человека, как бы страхует саму себя, не позволяя человеку не только сделать,
но и даже додуматься до того, что могло причинить бы ей вред, совершить
действия человеку, последствия которых до конца не могут быть им поняты.
Человек, как любой другой биологический вид, может уничтожить только сам себя,
изменив свою природу обитания или свою наследственность во вредном для себя
направлении. Убить или покорить природу человек не может, хотя ничто не в
состоянии помешать ему совершить самоубийство, как это делают и многие другие
животные.
Человек приспособлен хорошо к тому, чтобы полностью и до
конца воспринимать другого человека. Все остальное в этом мире, что не является
человеком, воспринимается им в «очеловеченном» виде. Человеку свойственно
поэтому переносить свойства человека на неодушевленные предметы или на
животных. Мы часто говорим о матери-природе, подчеркивая ее связь с человекам;
Космос для нас сочетается с понятием Бога, выступающего обычно в образе
человека или богочеловека. Мы замечаем, как улыбается нам собака, виляя
хвостом, а окружающие нас вещи бывают то добрыми, то злыми.
Природа — бог, создавший этот мир, небо и землю, животных и
самого человека. Человек же может воспринимать адекватно не все, что его
окружает, а только себе подобное
существо, поэтому и природу он видит как человека, как бога, как богочеловека.
При этом так же как он может покорить или обмануть другого человека, он считает,
что может покорить или обмануть и природу. В этом то и состоит ошибка: изменяя природу,
окружение, и самого себя, пытаясь получить больше, чем отдать, человек, как
вид, подписывает свой смертный приговор.
Это «очеловечивание» мешает нам изолированно от себя или
отвлеченно смотреть на окружающие нас вещи. Ведь даже разговор между двумя
людьми, в котором мы сами не участвуем, а только наблюдаем со стороны,
воспринимается нами лишь при условии, что мы как бы попеременно ставим себя то на место одного
собеседника, то другого. Если мы не понимаем их язык, то не можем составить
себе представления и о предмете беседы, и не можем тем самым выразить свое
отношение к ней. Человек сегодня
чувствует себя еще иностранцем в мире природы, поскольку не научился понимать
ее язык. Человечество пытается, но пока
еще не может расшифровать язык природы, а сумело постичь лишь отдельные буквы
алфавита.
Видимо, это одна из причин, объясняющих все еще до сих пор
экстенсивное развитие самого человека и методов его развития. Можно сказать,
что любой из нас песет в себе только одну десятую чисто человеческого феномена,
оставаясь в массе своей животным с проблесками человечности. Несмотря на рост размеров человеческого общества, число
«истинных людей» в нем в каждый данный момент времени не превышает 10%. Вместе
с тем было бы неправильно думать, как это полагали нацисты, что есть люди и
нелюди, что есть навоз, на котором должен вырасти богочеловек. Нет, это не
так. Все гораздо сложнее. Дело в том, что любой человек проявляет в себе как
элементы человеческого, так и животного. Когда и в каком состоянии он будет
находиться — неизвестно и зависит от многих условий. То есть каждый, независимо
от пола, расы, национальности, может быть как личностью, проявляющей высокие
духовные качества в отдельные периоды жизни, так и агрессивным и злым
животным, переживающим состояние депрессии и упадка. Поэтому, когда мы
говорим, что людей в обществе не более 10%, то это следует понимать так, что
сегодня — это одни люди, а завтра — это уже другие люди, хотя количественно их
число относительно постоянно. Несомненно, есть и такие люди, которые на
протяжении всей своей жизни никогда не проявляют в себе человеческих качеств,
но их настолько мало, что вряд ли о них стоит говорить.
У каждого бывают и периоды неудач, неприятностей, почти
каждый пережил и минуты жадности, и зависти и злобы. Тогда мы чувствуем себя балластом
или несчастными людьми, а то и просто нелюдьми.
Балластные
люди, как это здесь понимается, представляют собой важный элемент в развитии
человеческого общества в целом. С помощью пробных отклонений от общепринятых
стандартов в поведении человека, природа как бы «нащупывает» наиболее
эффективные пути дальнейшего развитая человечества. Чем менее совершенен
человек, тем больше возможных вариантов надо проверить, значит, чем больше
лишних людей в обшест не, тем на более ранней стадии своего развития находится
современный человек, тем дальше он от совершенства. Ведь именно на крови и
костях лишних людей строится путь человеческого развития. На самом деле, будут ли расти, все ускоряясь, умственные
способности людей, их разум?
Долгое время все считали, как и философ Древней Греции
Эмпедокл, что «разум растет у людей в соответствии с миропознаньем». Сегодня многих одолевают сомнения: способен ли мозг и дальше
беспрепятственно вбирать в себя все нарастающий поток знаний?
Собираясь путешествовать на автомобиле, мы проверяем баки с
горючим, прикидываем по карте возможность подзаправки. Но если путешественник
— Человечество, а цель — путь в будущее, а канистры с топливом — человеческий
мозг? Велика ли емкость этих баков, велика ли прочность этих стенок? Не
переживаем ли мы кризис
мысли, не находится ли наша мысль у своего предела, не грозит ли человеку
умственное истощение? Сознание отстает от практического и научного бытия.
Опережающее бытие влечет за собой сознание, стимулирует умственный и
материальный прогресс, а значит, в конечном счете человек становится во главе
прогресса и ведет его? А может быть, наоборот, сознание отстает и вообще может
оторваться от бытия, что приведет к духовной катастрофе, когда люди перестанут
понимать себя, дела своего разума, а будущий прогресс уже их будет не вести, а
волочить? Не окажутся ли реально люди скованными унизительным чувством неполноценности,
что открывает дверь в страну апатии и психических заболеваний, наполненную
необдуманными поступками?
Мнения по этому поводу есть самые мрачные. Так американский
профессор зоологии Вильям А. Спур, который, однако, не считает себя
пессимистом, полагает, что умственный застой людей наступит не скоро. Человек
изменится внешне, однако, превосходя нас в обра¬зованности, далекие потомки
будут уступать нам в ин¬теллигентности, которая предполагает непрерывное
развитие, движение вперед, а в будущем духовное раз¬витие замедлится. Наступит
безрадостная монотонная жизнь, стадия медленного умственного умирания, а лю¬ди
уподобятся живым мертвецам, будут вялыми, тупы¬ми, безразличными ко всему на
свете.
Английский физик, нобелевский лауреат Джордж Томсон не
говорит о биологическом отмирании челове-чества, но считает, что зло уже вошло
в наш дом. В сво¬ей книге «Предвидимое будущее» он пишет об уже су¬ществующей
«тенденции к общему понижению уровня ин¬теллектуальных способностей по мере
смены одного поколения другим».
Нобелевский лауреат, лорд Бертран Рассел в своей статье
«Разум против безумия», опубликованной в 1962 г. писал:
«Когда-то происходило биологическое усовершенствование
мозга, передававшееся по наследству. Но это время кончилось около 500 ООО лет
назад. С тех пор врожденный разум увеличивался ненамного, если увеличился
вообще. Дальнейший прогресс человечества был основан лишь на приобретенных
навыках, передававшихся посредством традиции и воспитания... Одно из
затруднений нашего времени заключается в том, что привычный способ мышления
изменяется медленнее, чем техника, в результате чего с накоплением знаний
человек становится менее разумным и здравомыслящим».
Сегодня Земля больна людьми: она покрывается наростом из
бетона и асфальта, помоек и кладбищ. Обменные процессы веществом, энергией, информацией
переходят границы разумного. Наступила эпоха распущенности человечества,
общества, государства, коллективов, каждого отдельного человека.
Следующая глава верстается...
Следующая глава верстается...
Комментариев нет:
Отправить комментарий